Вентиляция в школах и детских садах: особенности и нюансы

Качество и состав воздуха в детских образовательных и учебных учреждениях жестко регламентированы требованиями СНиП и СанПиН. Существующие стандарты разработаны таким образом, чтобы предусмотреть весь комплекс мер, от которых зависит состояние воздуха и уровень комфорта в помещениях, где постоянно находятся дети и подростки.

Особенности проектирования, монтажа и обслуживания вентиляции ДОУ и ДДУ. При проектировании, монтаже вентиляции и последующей эксплуатации систем в ДОУ и ДДУ возникает необходимость учесть большой круг факторов. Это связано со сложностью профиля работы учреждения, особенностями сооружения, разными условиями в помещениях, которые обслуживаются вентиляцией:

  • в одном здании одновременно находится большое количество детей, рассредоточенных по аудиториям, классам, залам, другим помещениям;
  • в составе строения находятся помещения с разной функциональностью, что означает разницу в обеспечении свежим воздухом, поддержании температуры и влажности в пределах установленных норм;
  • воздушные потоки в аудиториях, спальнях, спортивных и актовых залах должны быть организованы так, чтобы не возникали сквозняки, тепловые пробки, места застоя воздуха;
  • система должна проходить периодическое обслуживание с проверкой чистоты воздуха, очисткой, регулировкой.

Дезинфекция вентиляции от компании Артель Трубочистов включается в регламент обслуживания на основании договора и рассматривается как одна задач комплекса по поддержанию ее полной работоспособности.

Требования к школьной вентиляции

Эффективность, параметры работы и основные показатели состояния воздуха в помещениях устанавливаются СНиП 41-01*2003, СНиП II-Л 65-73, СНиП 31-06*2009. Это объемные и сложные документы, из которых можно сделать выборку по параметрам:

  • обеспечение объема воздухообмена на одного человека — 20 кубометров притока в час для помещений учебного профиля, 80 кубометров на одного учащегося в спортзалах;
  • температура воздуха от 16 до 22 С;
  • допустимый предел уровня шума — 110 дБ.

При проектировании вентиляции для школы необходимо точно установить количество учебных мест, так как при наличии в школе более двухсот учащихся необходимо организовать работу естественной и принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Проектное решение выбирается на основании расчетов и определения потребности в постоянном обмене воздуха.

Основные критерии комфортности пребывания детей и подростков в помещении учебного учреждения:

  • постоянный обмен воздуха, который необходим в условиях низкой подвижности во время занятий в классах и активности в тренировочных и физкультурных залах;
  • поддержание температуры в комфортных пределах, что дает эффект повышения качества восприятия, снижает заболеваемость;
  • уровень влажности в пределах 65 %, при котором достигается оптимальный режим дыхания и влагообмена;
  • отсутствие в воздухе пыли, частиц грибковых и биологических загрязнений, способствующих повышению заболеваемости.

Для поддержания этого состояния воздуха используются проверенные проектные и функциональные методы — организация движения воздуха по уровням, распределение притока и вытяжки на верхние и нижние слои, разделение системы на несколько контуров.

При проектировании учитывается специфика отдельных функциональных частей здания — например, все, что касается пищеблока, рассчитывается по нормам для общепита. А удаление воздуха из санузлов и раздевалок организуется только с явными превышением вытяжки над притоком для устранения запахов, влажности и других негативных факторов.

Воздухообмен в детских садах

К организации воздухообмена в дошкольных учреждениях требования еще жестче. Очистить вентиляцию в отдельно стоящем здании или функциональной части строения можно только в определенный период, когда есть возможность провести все работы, не нарушая режима работы организации. На проектном уровне разработка и монтаж вентиляции для ДОУ осложняются жесткими стандартами по качеству воздуха и особенностями направления потоков. При проектировании учитывается необходимость движения воздушных масс по принципу углового проветривания, без появления сквозняка, частичной вытяжки через смежные помещения для спален, обязательное разделение потоков, проходящих через игровые помещения и спальни, раздевалки и санузлы.

Существующие стандарты распространяются на все виды и категории детских учреждений, они могут ужесточаться или смягчаться, но исполнение требований по обслуживанию вентиляционной системы остается обязательным для руководства организации.

Возврат к списку