Проверка фильтров и каналов в вентиляции

Исправность системы вентиляции в жилых и производственных помещениях зависит от состояния фильтров, проходимости и чистоты каналов, правильной работы электромеханического оборудования, если используется система искусственного побуждения. Несмотря на кажущуюся неплотность и легкость, воздух обладает немалым сопротивлением, а при нарушениях конфигурации прохода и створа создает сложную картину завихрений. Это приводит к срыву потоков, потере эффективности воздухообмена.

Очистка вентиляции включается в регламент обязательного обслуживания системы и проводится в установленные паспортом системы сроки. Обычно работы состоят из стандартных операций:

  • осмотр фильтр и решеток, установленных на точках воздухозабора и по каналам, в местах ветвления, изменения прохода;

  • очистка фильтров — в зависимости от назначения и сложности системы, это может быть ряд операций, связанных с демонтажем, извлечением и установкой сменных частей, удалением пыли;

  • проверка состояния каналов — в объектах разного назначения может отличаться ширина и длина отдельных участков, поэтому возникает необходимость предварительно изучить систему по планам, воспользоваться средствами дистанционного контроля;

  • на промышленных предприятиях особое внимание уделяется ревизии вентиляторов, управляемых клапанов, осмотру и проведению замеров на электрооборудовании, от которого зависит запуск и остановка двигателей.

Проверка фильтров и каналов в вентиляцииПо итогам профилактического осмотра и выполненных работ можно составить картину общего состояния системы, прогнозировать возможные неисправности, составлять планы текущего ремонта.

Особенности конфигурации и обслуживания вентаканалов в жилых домах

Прочистка вентаканалов в жилых зданиях имеет ряд особенностей, связанных с конструкцией системы. Экономия места вынуждает проектировщиков использовать минимальные допустимые просветы, а конфигурация каналов во многом зависит от расположения квартир и других помещений. На практике чаще всего встречаются следующие варианты:

  • в небольших домах высотой до 4 этажей канал выходит наверх из каждой квартиры;

  • в домах "хрущевках" и более поздних зданиях высотой 9-16 этажей создаются горизонтальные каналы от квартир к общему вытяжному стволу для подъезда или "стояка", который выходит на крышу;

  • в более высотных и современных проектах используется система из горизонтальных и вертикальных каналов-спутников, собирающих и направляющих воздух в общий ствол, который заканчивается на теплом чердаке, откуда воздух удаляется вентиляторами.

При столь сложных конфигурациях возникают случаи, когда вентиляция не работает из-за большого скопления пыли, паутины, засорения решеток на входе в каналы. Некоторое время назад специалисты могли выявить и незаконные, противоречащие конструктивным нормам, перепланировки — на месте вентканала делали нишу для холодильника, перекрывая ствол сверху и снизу и лишая соседей и себя нормальной циркуляции воздуха.

Признаки плохой работы вентиляции в доме

По результатам осмотра системы в жилом доме специалисты проводят чистку вентиляционных каналов — начинают ее с решеток и входных частей проходов на уровне квартир. После удаления крупных загрязнений каждый канал продувается и прочищается пылесосом. При необходимости могут быть извлечены попавшие в вертикальные стволы посторонние предметы. Определить момент, когда пора заняться обслуживанием, можно по нескольким признакам:

  • повышение температуры и влажности в квартирах;

  • значительное ослабление сквозняков, возникающих при открытии входных дверей;

  • появление обратного тока воздуха из санузла, распространение по квартирам запахов из кухни;

  • появление шорохов, свиста и воя в вентканалах во время ветра.

Проблему могут создавать и мощные современные вытяжки, установленные без учета пропускной способности каналов, герметичные пластиковые окна, ограничивающие естественный приток воздуха снаружи.

Чистка каналов вентиляции в жилом доме, замена фильтров и обслуживание системы на предприятии должны проводиться регулярно и с соблюдением регламента. После выполнения работ заказчику предоставляется отчет с указанием выявленных недостатков, при необходимости делается запись в журналах обслуживания и паспорте системы.

Возврат к списку